Как изменились цены на ремонт иномарок в Беларуси

0 1

С весны прошлого года в Беларусь перестали ввозить BMW, Mercedes, Toyota, Nissan и другие новые авто известных иностранных брендов. Вслед за этим пострадал импорт автозапчастей, что не могло не сказаться на стоимости ремонта и сервисного обслуживания.

Как изменились цены на ремонт иномарок в Беларуси

Фото из открытых источников (иллюстративное)

Санкции поставили рынок автозапчастей в трудное положение: в настоящий момент качественных деталей очень мало, а цены на многие позиции взлетели до небес. И касается это не только новых запчастей, но и вторичных.

Sputnik узнал, как изменились расходы белорусских автомобилистов на обслуживание личного транспорта и сколько они готовы отдавать на то, чтобы "железный конь" функционировал без проблем. А также выяснил, каким автомобилем лучше владеть в условиях санкций, учитывая непростую ситуацию с запчастями.

Деталь можно ждать месяцами

Андрей владеет двумя автомобиля – Renault Sandero Stepway 2013 года, а также Volkswagen Passat B6 2010 года. Недавно он столкнулся с непростой задачкой – нужно было менять вентилируемые тормозные диски на Renault.

"Подходящие очень сложно было найти. Посмотрел цены: с прошлой замены (30 тысяч км назад) они подорожали в два раза. Пришлось искать через знакомого, который занимается ремонтом, у него есть скидка на запчасти. Но все равно получилось дорого – даже в долларовом эквиваленте в два раза больше, чем было", — отмечает он.

Также мужчина поменял трансмиссионное масло в автомобиле. По его словам, один литр уже стоит 85 рублей (а их нужно четыре), поэтому пришлось брать аналог, который на 50-60% дешевле оригинала.

Во втором автомобиле, VW Passat, Андрей недавно менял моторное масло. Поскольку двигатель работает на метане, в ход идет только специальная премиальная смазка. За последнее время она подорожала на 10 рублей за один литр, что, по мнению собеседника, "еще недорого".

"Если на "Пассат" еще запчасти есть – можно и "бэушки" найти, и китайский аналог – то на эту модель "Рено", которую продавали в Беларуси как новую 10 лет назад – сложно. Комплект ремня ГРМ искал полтора месяца, причем цены колебались от 370 до 800 рублей. Пришлось покупать частями в четырех разных фирмах", — признается автомобилист.

Цены атомные!

Ольга ездит на Honda Accord IX 2013 года. Вопросов к данной модели нет, однако замену стандартных расходников раз в полгода никто не отменял.

"Раньше на эту машину покупались немецкие фильтры по 9-11 рублей, но сейчас их не найти. Беру китайские, которые стоят дороже, чем год назад стоили немецкие. Масло – только "хондовское", 55 рублей за литр. Пара колодок – 270 долларов оригинал, неоригинал – 90 рублей. Тормозные диски – 300 долларов каждый. Болезнь этой машины – цепь ГРМ, стоимость новой 300 долларов", — в красках описывает ценовой диапазон на автозапчасти собеседница.

Что касается остальных запчастей, то, по ее словам, найти оригинальные на рынках, авторазборках или специализированных интернет-площадках сегодня практически невозможно.

"Аналогов оригинала полно, конечно, но основная масса – это подделки. Если посчастливится найти что-то оригинальное, будь готов отдать атомные деньги за это. Например, недавно с мужем возили авто на СТО, нам меняли ШРУС (шарнир равных угловых скоростей). За все про все – одна тысяча рублей: около 800 рублей за саму деталь, которую нашли с трудом, остальное – работа", — рассказывает женщина и добавляет, что услуги станций техобслуживания также подорожали в разы.

Недавно у Ольги был случай: отвезла машину на СТО, чтобы почистить люк от мусора. Планировала отдать за работу не более 50 рублей, однако автомеханики выставили чек на целых 200 рублей.

Она говорит, что за последние полгода/год запчасти на ее "Хонду Аккорд" подорожали на 100%, а на некоторые позиции на все 300%.

"Найти оригинальные запчасти сегодня действительно трудно, в некоторых случаях это превращается в реальную проблему. Но если нужных запчастей нет, приходится брать по остаточному принципу", — резюмирует Ольга.

Сколько стоит обслужить новое авто?

Похожая ситуация и с обслуживанием новых автомобилей. Ирина купила японский кроссовер Mazda СХ5 в 2020-м, в этом году машине исполнилось три года с момента выпуска. Последнее ТО, которое включало в себя замену масла, фильтров, свечей, тормозной жидкости, обслуживание аккумуляторов и тормозов, проводилось в июле 2022-го и обошлось хозяйке автомобиля в 814 рублей.

В нынешнем году за плановую замену передних тормозных колодок она отдала 370 рублей с учетом скидки. Женщина поясняет, что сервисное обслуживание подорожало существенно, но отказываться от него до окончания срока гарантии она не намерена.

Насколько подорожали услуги СТО?

Сергей более 20 лет отработал в сервисном центре Ford в Минске, теперь же трудится на одной из станций техобслуживания, которая занимается ремонтом премиальных Jaguar и Land Rover. Он говорит, что услуги СТО прямо пропорционально зависят от курса доллара: растет "американец" — повышаются цены на обслуживание.

"Есть такое понятие в автосервисе, как "нормо-час". Это время, заложенное производителем на определенный вид выполняемых работ, оно прописано в специальной документации. Почти у всех в Беларуси она привязана к доллару или евро, поэтому если растет курс, услуги тоже начинают автоматически дорожать, потому что в убыток работать никто не хочет", — объясняет специалист.Он отмечает, что автомобилисты в Беларуси стали более экономными и ездят на машинах, которые уже давно требуют ремонта, до последнего.

"Если что-то серьезное случается, клиенты стараются не влазить в крупный ремонт, просят сделать так, чтобы машина хоть чуть-чуть двигалась. Те, у кого средства позволяют, конечно, ремонтируются скрипя зубами. Дорого…" — вздыхает механик.

По его словам, главными проблемами у белорусских автомобилистов, эксплуатирующих "бэушки" со стажем, остаются ходовая часть и коррозия металла.

"Кузова машин просто в ужасном состоянии: они не то что гниют, они в труху превращаются из-за того, что сыплют на дороги зимой", — сетует Сергей.

Что касается запчастей и техжидкостей, то их стоимость, подчеркивает собеседник, за последний год выросла в три-четыре раза, местами – в 10 раз. К примеру, масло на Ford раньше стоило в районе 37,5 долларов – 120 рублей при нынешнем курсе (по состоянию на 28 июня 2023 – Sputnik). Сейчас же меньше чем за 270 рублей его не купить.

"Или, например, ступичные подшипники на Jaguar: раньше 780 рублей, потом подорожали до 950, еще позже – 1450, а самая пиковая цена была 4560 рублей! На сегодняшний момент она упала до 1700-1800 рублей, но все равно дорого. Порой клиенты даже не понимают, почему такие цены. Объясняем: транспортные расходы, новая логистика, санкции", — перечисляет он.

Специалист отмечает, что самая положительная динамика сейчас – у "корейцев" и "китайцев": детали на них до сих пор можно найти по усредненной и ниже средней ценовым категориям. И утверждает: в белорусских регионах однозначно дешевле, чем в Минске.

"В столице есть спрос со стороны России, когда приезжают фурами скупают, поэтому ценник такой и держится. Недавно ездил в Узду покупать две двери на Ford Focus, они мне обошлись дешевле, чем если бы я купил одну в Минске…У нас нет единой ценовой политики по запчастям. Нужно, как в продуктовых магазинах: надбавка не более 30%. Возможно, и конкуренция была бы добросовестной, и цены нормальные", — считает спикер.

"У нас все хорошо, даже очень"

Как изменились цены на автотовары и стало ли сложнее покупать запчасти у посредников, мы решили поинтересоваться у продавцов. Лариса в автобизнесе с 1995 года, на рынке в Малиновке женщина продает шины, масла и разные расходники. По ее словам, "разлетается все, как дети в школу".

"Нет никаких проблем, все хорошо у нас, вообще все замечательно. На рынке много людей, не то что раньше. Здесь запчасти дешевле. Хватает ли оригинала? Ну как вам сказать: я всегда заказываю то, что востребовано. Оригинальные запчасти возят официальные дилеры – пусть они их возят и продают. Это не мой сектор", — признается женщина.

После чего добавляет: автомобилистов интересуют абсолютно все запчасти – от амортизаторов до стойки стеклоочистителя.

"Рынок – он и есть рынок. Так что все хорошо, писать тут особо не о чем", — лаконично описывает она ситуацию на рынке автозапчастей.

С Ларисой согласны и другие продавцы.

"Кризис кризисом, а люди как покупали запчасти, так и будут покупать – это необходимость", — отмечает Александр, который торгует запчастями в соседнем павильоне.

По его словам, запчасти подорожали, но дефицита на вторичном рынке уж точно нет — разве что на какие-то очень эксклюзивные вещи.

БАА: цены стабилизировались

В Белорусской автомобильной ассоциации тем временем заявляют: с автозапчастями на сегодняшний день существенных проблем нет, дефицита не ощущается.

"Прошлогодняя ситуация с логистическими проблемами и сложностями поставок преимущественно разрешилась. В автомобильную ассоциацию каких-либо запросов и обращений по данному вопросу не поступало. По информации дилеров – членов БАА, стоимость автозапчастей для конечных потребителей они постарались сохранить на прежнем уровне за счет снижения своей маржинальности", — сказали Sputnik в организации.

Что касается сервисного ремонта, то в данный момент автомобильная ассоциация не проводит мониторинг стоимости нормо-часа технического обслуживания автомобилей.

"Вместе с тем, опять же по информации членов ассоциации, рост стоимости услуг по сервисному обслуживанию автомобилей если и присутствует, то находится в пределах среднего уровня инфляции по стране", — добавили в БАА.

Каким авто лучше владеть сейчас – новым или б/у?

Как отмечают многие автомобильные эксперты, в Беларуси наблюдается сокращение запчастей дорогих брендов. Не всегда можно найти детали на Range Rover, Mercedes или BMW, а также на те автомобили, которые недавно поступили в продажу на "первичке". Речь о большинстве китайских марках-новичках – JAC, Jetour, Exeed, FAW. Белорусский рынок (в отличие от российского) пока мало интересен "китайцам", а потому и с запчастями здесь пока могут наблюдаться проблемы, подчеркивают специалисты отрасли.

"Что касается конкретных позиций, которые "вымылись" с рынка, среди них, например, амортизаторы, рычаги, помпы – все это найти у нас сегодня действительно сложно", отмечает автоэксперт, главный редактор и учредитель газеты "Автодайджест" Анатолий Шевченко.

"Многие говорят, что есть проблемы по автомобильной электронике, с катушками зажигания. Но сам пока не замечал. Интересно будет посмотреть, как рынок стекла отреагировал, потому что многие производства в России выпускали стекла иностранных брендов по лицензии. Остались ли у них права на производство – вопрос", – говорит он.

По словам Шевченко, если на рынке нет новых запчастей, ориентироваться можно на "вторичку", где в большинстве своем детали оригинальные, хоть и послужившие определенный срок.

Эксперт считает, что именно б/у запчасти будут держать рынок еще очень долго. С этой точки зрения Шевченко видит целесообразным владеть такой машиной, обслужить которую не составит особых хлопот.

"Автомобилисты часто задаются вопросом: какой машиной лучше владеть в условиях санкций – новой или бэушкой? Мое мнение: если у вас есть автомобиль, максимально поддерживать его работоспособность, пока еще работает рынок автозапчастей. Покупать новую не вижу смысла в нынешних реалиях. И таким путем пошли многие белорусы", — подытоживает собеседник.

Цены на контроле

Не так давно Комитет госконтроля Беларуси организовал горячую линию, на которую можно было жаловаться о завышенных ценах на автозапчасти. За три дня на короткий номер 191 поступило 26 звонков, рассказал Sputnik официальный представитель КГК Кирилл Данилов. Половина из них поступила от жителей Минска, остальные – из разных регионов республики.

"Люди направляли свои претензии по двум основным направлениям: было немало обращений по поводу того, что заметно возросла и увеличилась стоимость запасных частей для легковых автомобилей. И вторая часть претензий касалась качества автозапчастей и качества обслуживания при установке", — рассказал представитель ведомства.

Все обращения Госконтроль направил в свои территориальные структуры, в МАРТ, а также в органы финансовых расследований для детального изучения ситуации.

"Поступившая информация будет изучена специалистами контрольного ведомства, а также использована при проведении контрольных мероприятий в отношении субъектов хозяйствования, осуществляющих ввоз в республику и реализацию автозапчастей и автокомпонентов для легковых автомобилей", — отметили в КГК.

Кстати, в новой версии ценового постановления №713 подробно описано, на какие именно автозапчасти цены будут регулироваться. В перечне все основные детали: коробки передач, газовое оборудование для машин, ветровые стекла, задние мосты, карданные валы, рамы, колеса, подвески, тормоза, аккумуляторы, двери и другое.

Также не ожидается резкого роста цен на шины, автошампуни и моторные масла.

Источник: onlinebrest.by

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.